Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза
Развитие фонематического восприятия, фонематического анализа и
синтеза
Термином «фонематический анализ» определяют
как элементарные, так и сложные формы звукового анализа. К элементарной форме
относится выделение звука на фоне слова. Более сложной формой
является вычленение первого и последнего звука из слова и определение его места
(начало, середина, конец слова).
Самым сложным является определение
последовательности звуков в слове, их количества, места по отношению к другим
звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта форма звукового анализа
появляется лишь в процессе специального обучения.
Работа по развитию фонематического анализа и синтеза
должна учитывать последовательность формирования указанных форм звукового
анализа в онтогенезе.
В процессе развития элементарных форм необходимо учитывать, что
трудности выделения звука зависят от его характера, положения в слове, а также
от произносительных особенностей звукового ряда.
Лучше всего выделяются ударные гласные из начала слова (улей,
аист). Щелевые звуки, как более длительные, выделяются легче, чем взрывные. Как
и гласные они легче выделяются из начала слова. Выделение же взрывных звуков
осуществляется успешнее, когда они находятся в конце слова.
Звуковой ряд из 2—3 гласных анализируется лучше, чем ряд,
включающий согласные и гласные звуки. Это объясняется тем, что каждый звук в
ряду гласных произносится почти тождественно изолированному произношению. Кроме
того, каждый звук в таком ряду представляет собой единицу речевого
произносительного потока.
В связи с этими особенностями рекомендуется формировать функцию
фонематического анализа и синтеза первоначально на материале ряда из гласных, затем ряда-слога, потом на материале слова из двух и более
слогов.
При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо
учитывать, что всякое умственное действие проходит определенные этапы
формирования, основными из которых являются следующие: освоение действия с
опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план
(по П. Я. Гальперину).
I этап — формирование
фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и
действия.
Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные
средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребенок
заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет
собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.
II этап — формирование
действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию
действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план.
Слово называется, определяются первый, второй, третий.
III этап — формирование
действия фонематического анализа в умственном плане. Ученики определяют
количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на
слух не воспринимая его.
При работе над развитием фонематического восприятия и фонематического
анализа и синтеза учитель-дефектолог может порекомендовать учителю:
Включать в материал урока игры и задания на развитие
фонематического слуха, которые могут проводиться на любом этапе урока.
Игра «У кого хороший слух?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения слышать звук в слове.
Учитель показывает картинку и называет её. Учащиеся поднимают
сигнальную карточку, если услышат в названии заданный звук. На более поздних
этапах учитель молча показывает картинку, а учащиеся
проговаривают название картинки про себя и реагируют также.
проговаривают название картинки про себя и реагируют также.
Игра «Какой звук чаще всего слышим?»
Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять из потока
речи часто повторяющийся звук.
Учитель произносит стихотворение, а дети называют звук, который
они чаще всего слышали.
Щёткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Щекочу ему бока.
Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга ни шага.
Друг без друга ни шага.
Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово
называй».
Цели: развитие фонематических представлений, активизация словаря.
Учитель называет первое слово и передаёт мяч ребёнку.
Свяжем мы из слов цепочку,
Мяч не даст поставить точку.
Мяч не даст поставить точку.
Далее мяч передаётся от ребёнка к ребёнку. Конечный звук
предыдущего слова – начальный звук последующего (весна – автобус – слон – нос –
сова).
Комментарии
Отправить комментарий