Конспект урока по учебному предмету: "Русский язык"


Конспект урока по учебному предмету: "Русский язык"
Программа обучения для учащихся с трудностями в обучении (2 "А" класс) 
Тема: "Разделительный мягкий знак (ь)"

Цель: формировать знания учащихся о разделительном мягком знаке (ь).

Задачи:
закреплять знания учащихся о правилах написания  разделительного мягкого знака.
Обогащать словарный запас в рамках изучаемой темы.
Развивать языковой анализ и синтез.
Воспитывать аккуратность при выполнении заданий письменного характера.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, задания на карточках, опорная схема.


Ход урока
Организационный момент
Приветствие
- Здравствуйте, ребята. ( Здравствуйте).
Проверка готовности к уроку
- Ребята, сегодня у нас не просто урок русского языка, а урок-путешествие. Давайте посмотрим, что мы возьмем с собой в путешествие. Я называю предмет, если такой предмет есть у вас на парте, то вы его поднимаете вверх и громко называете.
Предметы: учебник русского языка, рабочая тетрадь, шариковая ручка, простой карандаш, линейка, дневник.
Проверка домашнего задания
- Прежде чем мы отправимся в путешествие, давайте проверим, все ли мы сделали дома.
- Откройте свои тетради для проверки домашнего задания.
-Прочитайте слова, в которых нужно писать разделительный мягкий знак.
Основная часть
Сообщение темы урока
- Вот сейчас мы все сделали и можем отправляться в путешествие. А куда мы отправимся - вы сейчас отгадаете сами. Послушайте загадку.
Загадка
Что за буква, кто узнает?
Звука не обозначает,
Может только показать
Как согласную читать.
- Правильно. Мы отправляемся путешествовать в галактику разделительного мягкого знака на вот такой ракете.
- Какая буква написана на ракете? (ь)
Минутка чистописания
- Первая планета на нашем пути – планета «Чистописания»
- В своих рабочих тетрадях запишите дату  и классная работа.
- Записываем мягкий знак по образцу (ь).
-Из каких элементов состоит буква ь? (Из короткой наклонной линии и полуовала).
-Посмотрите на написанные буквы. Найдите самую красивую. Обведите ее в кружок.
- Записываем слоги с мягким знаком (лью, вью, пью,)
-Что объединяет эти слоги. (Буква ь)
Словарная работа
- Следующая планета – планета «Словарная»
- Открываем свои словарики и записываем словарное слово (соловьи)
(Один учащийся выходит к доске и записывает словарное слово)
- Выделим ударение в слове. Подчеркиваем безударную гласную в слове.
Актуализация знаний
- Следующая планета – планета « Правило»
- Когда пишется разделительный мягкий знак? (Между согласными и гласными и, е, ё, ю, я)
- Что показывает разделительный ь? ( Что согласный с гласным при произношении не сливаются).
- Давайте повторим, что мы знаем о разделительном мягком знаке. Нам поможет опорная схема.
Разделительный мягкий знак пишется в середине слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я и показывает, что согласный и гласный звук при произношении не сливаются.
Закрепление
Упражнение: «Живые буквы»
- Следующая планета – планета «Живые буквы»
- Каждый из вас получит карточку, на которой написана буква. Назовите и покажите ваши буквы. Постройтесь в таком порядке, чтобы получилось слово. (Листья)
- Сейчас каждая буква будет выполнять задание:
- Буква разделительный ь  присядет. Буква, которая стоит перед разделительным ь поднимет правую руку. Буква, которая стоит после разделительного ь сделает шаг назад. Вторая буква в слове поднимет левую руку. Третья буква в слове сделает два шага на месте. Первая буква в слове запишет на доске получившееся слово. Все записывают слово в тетрадь. Подчеркивают разделительный мягкий знак.
Зрительная гимнастика
- Следующая планета «Глазки».
- Сделаем гимнастику для глаз. Посмотрели вверх, вниз, вправо, влево.
Работа по учебнику
Следующая планета – планета «Учебник»
- Откройте учебник на ст. 58 упр.2
-Прочитайте, что нужно сделать. Читает один учащийся.
Упражнение: «Два столбика».
Следующая планета – планета «Столбики»
- Выбираем рисунок. Называем его. Если в названии рисунка есть разделительный ь – записываем слово в первый столбик, если нет – во второй.
Рисунки: стол, листья, деревья, семья, машина, печенье.
Физкультминутка
- Следующая планета – планета «Физкультминутка»
Упражнение «Ракета».
-Я ракета. Я ракета. Полетела в космос.
Раз стыковка. Два стыковка. А вокруг планеты, солнце и луна.
Упражнение: «Образование словосочетаний».
- Следующая планета – планета «Словосочетание»
- Измените словосочетания по образцу. Задания на карточке.
Образец: лапа медведя – медвежья лапа.
Словосочетания: рога оленя - …, следы волка - …, следы лисы - …, уши зайца - …, ноги рыси - … .
- Найдите и подчеркните разделительный ь
Упражнение: «Деформированные предложения»
- Следующая планета – планета «Предложение»
- Вместо точек вставьте пропущенное слово. 
Предложения: Мама сварила сладкое… . Бабушка испекла вкусное … . Весело журчат… . В кустах поют … .
Слова для справок: варенье, печенье, ручьи, соловьи.
- Из данных слов составьте предложения. Запишите их. 
Слова: мама, сладкое, варенье, сварила.
Испекла, печенье, вкусное, бабушка.
Журчат, ручьи, весело.
Соловьи, в, поют, кусты.
 Заключительная часть
Подведение итогов
Беседа
- Вот и подошло к концу наше путешествие.
- Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? (После согласных перед гласными е, ё, ю, и, я)
- Что он показывает? (Что согласный и гласный звуки при произношении не сливаются).
Домашнее задание
- Планета «Домашняя»
- Откройте дневники. Запишите домашнее задание (с. 59, упр. 4)
Оценка работы на уроке
Планета: «Успеха»
Упражнение «Календарь успеха».
- Если вы очень хорошо работали, хорошо усвоили материал урока - в календаре успеха в верхнем левом углу строки нарисуйте кружок зеленого цвета. Если вы хорошо работали, хорошо усвоили материал урока, но могли бы и лучше -  в календаре успеха в нижнем  правом углу строки нарисуйте кружок желтого цвета.

















Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конспект урока по предмету: «Социально-бытовая ориентировка»

Игры и игровые упражнения на развитие мыслительных операций

Особенности организации контроля результатов учебной деятельности безотметочного обучения