Формирование информационно-коммуникативных компетенций у учащихся с особенностями психофизического развития через использование информационно-коммуникативных технологий


Важнейшей задачей учителя-дефектолога в современной школе является максимальная подготовка учащихся с особенностями психофизического развития к самостоятельной жизни в информационном обществе, в котором главным являются  информация и знания.
Компетентность представляет собой способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении возникающих вопросов.
Важно научить учащихся с особенностями психофизического развития самостоятельно применять мобильные информационно-коммуникативные технологии в своей повседневной жизни для полноценного функционирования в современном обществе. Наиболее эффективно проведение такой работы на коррекционных занятиях по развитию познавательной деятельности, на занятиях социально-бытовой ориентировки.
Необходимо выделить основные этапы работы с информацией для учащихся с особенностями психофизического развития: определение информации, управление информацией, доступ информации, оценка информации, передача информации.
На коррекционных занятиях учащимся предлагаются следующие виды работы с информацией: набор и оформление текста на компьютере, редактирование текста, создание и редактирование изображения, работа с простыми таблицами.
Через использование информационно-коммуникативных технологий,  учащихся с особенностями психофизического развития учатся работать с огромным потоком информации, выделять главное, запоминать и в достаточно полном объеме воспроизводить полученную информацию.
На коррекционных занятиях можно   применять следующие информационно-коммуникативные технологии: мультимедиа – электронные словари, видеофильмы и или их фрагменты, электронные энциклопедии, собственно разработанные задания и упражнения в программах Word,  Excel, PowerPoint.  Наиболее эффективны  тестовые задания на этапе закрепления и контроля знаний.
С помощью современных информационно-коммуникативных технологий  в достаточно полном объеме реализуется поставленные учителем-дефектологом задачи коррекционного занятия. Реализуется основной принцип   работы с учащимися: доступность учебной информации, дозированная нагрузка для каждого учащегося. Значительно отрабатывается специальный прием организации обучения – алгоритмизация выполнения действий. Логический прием переработки учебной информации – установление аналогии по образцу. Своевременное оказание организующей, стимулирующей и обучающей помощи всем учащимся с особенностями психофизического развития в процессе выполнения работы на уроке [1, с. 246].
Применение информационных технологий помогает сделать занятие или урок еще более познавательным, разнообразным, интересным. Это способствует повышению познавательной активности учащихся с особенностями психофизического развития и развитию высших психических функций.
Современные информационные технологии помогают учителю-дефектологу наиболее эффективно индивидуализировать объем изучаемого и закрепляемого материала на уроках и коррекционных занятиях, качественно определить степень трудности предъявляемого материала, учитывая индивидуальные возможности каждого учащегося.
          Литература:
Варенова, Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие / Т. В. Варенова. – 2-е изд. доп. – Минск: Асар, 2007. – 320 с.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конспект урока по предмету: «Социально-бытовая ориентировка»

Игры и игровые упражнения на развитие мыслительных операций

Особенности организации контроля результатов учебной деятельности безотметочного обучения