Если ученик пишет с ошибками...
«Если ученик плохо говорит и пишет с ошибками».
В последние годы
дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь
бедна и примитивна.
Все родители понимают, что
своевременное и полноценное
овладение речью является важным
условием развития ребенка,
его успешного обучения,
поэтому наиболее частыми причинами обращений к специалистам является
тревога, вызванная задержками и нарушениями
в развитии речи
детей. Неполноценная речевая деятельность накладывает
отпечаток на формирование
у детей сенсорной, интеллектуальной и
эмоционально-волевой сферы, овладению
образовательными программами.
В школе
такой ученик обычно
неохотно поднимает руку,
стараясь остаться
незамеченным. Не понимаем
(или недостаточно понимает)
смысла задач, сложных грамматических конструкций.
Недоступными для понимания
могут быть речевые обобщения, переносный
смысл слов и
фраз. Речевые ошибки
отражаются и в письменной речи: ученик допускает
специфические ошибки: замены, пропуски букв, неправильное написание окончаний
слов и т.д. Часто проявления недоразвития
речи усугубляются личностными особенностями ученика, склонного
к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
Сознание своей
неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям
характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В
некоторых случаях наблюдаются
апатия, равнодушие, вялость,
неустойчивость внимания.
Причины
К нарушению
нормального становления речи у детей
могут приводить
различные неблагоприятные воздействия
в период внутриутробного развития, неблагополучие в родах и в период
от одного года до трех лет. Существенную роль играет, конечно,
и наследственный фактор.
При воздействии неблагоприятных биологических или
социальных факторов наиболее
существенно повреждаются именно
те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно
развиваются. Кроме того, отрицательные социальные факторы, преломляясь в
биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя развитие
речи в большей или меньшей степени. Речь
ребенка развивается по
подражанию речи окружающих, поэтому к нарушениям речи могут
привести наличие дефектной речи или двуязычия в контактной среде,
несовершенство условий воспитания
и педагогические ошибки, заключающиеся в
недостаточном внимании к
ребенку со стороны
взрослых, либо, наоборот, в
гиперопеке. И в
том, и в
другом случае у
ребенка не формируется мотивация речевого
общения. В первом
случае не к
кому обращаться, во
втором - незачем, все и так будет
сделано вовремя.
Что делать?
Речевая недостаточность у
школьников может варьироваться
от нарушения произношения
отдельных звуков до полного отсутствия у них общеупотребительной речи. При
нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются еще до года,
далее они должны
хорошо понимать речь
и пользоваться простой
фразой. А затем интенсивно развивается связная речь
(это требует согласованной работы всех звеньев центральной нервной
системы - речедвигательного механизма,
внимания, памяти,
произвольности), в этом
возрасте ребенок умеет
правильно употреблять простые предлоги, союзы, владеет
множественным числом.
В нашей школе
обучение соответствует реальным
возможностям ученика, учителем разрабатывается специальная
программа обучения, ориентированная на индивидуальные особенности
ученика, а также
оказывается систематическая и комплексная помощь дефектолога, логопеда,
психолога. Видное место в общем
объеме реабилитации должна
занимать медицинская
реабилитация. Дети с
речевой патологией .
должны пройти необходимое медикаментозное и
физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж. Компенсаторные возможности
детей высоки, коррекционно-развивающие занятия по
специальной программе и медикаментозная поддержка, начатые как можно
раньше, способны приблизить
развитие к норме.
Поэтому чем раньше
мы и чем активнее будем взаимодействовать, тем
успешнее ученик адаптируется к жизни.
В нашей культуре существует представление,
что многие речевые дефекты сами собой не исчезают. Миф о саморазвитии речи по
мере взросления ребенка успокаивает родителей,
а за упущенное
время, начинают занимать
вторичные отклонения в развитии:
страдает познавательная деятельность,
снижен общий запас
знаний и представлений, нередки
нарушения поведения. Поэтому
необходим комплексный подход к
изучению и преодолению
не только речевых
нарушений, но и
вторичных отклонений в развитии,
которые требуют совместных
усилий врачей, психологов, дефектологов, логопедов,
социальных работников и самих родителей.
При
благоприятных условиях специального сопровождения ученики способны к
самокоррекции. Первое, о чём
следует помнить, что
уровень развития речи
учеников находится в прямой
зависимости от степени
сформированности тонких движений
пальцев рук. В коре головного мозга
отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики,
расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе
онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы
«тянет» за собой
развитие речи. Следовательно, развивая
тонкую ручную моторику у
ребенка, мы стимулируем
развитие его речи.
Поэтому, если у
ребенка ведущая рука - правая, у него больше развито левое полушарие.
Среди левшей гораздо больше детей с задержкой речевого развития, т.к. у них
наиболее развито правое, а не левое
полушарие, в котором
находятся речевые и двигательные центры.
Поэтому ученик как можно больше должен работать своими непослушными
пальчиками. Сюда входит массаж кистей
рук и каждого
пальчика, каждой его
фаланги. Желательно проводится
разминание и поглаживание каждый урок. В
своих исследованиях нейропсихологи и
психофизиологии показали, что точное
выполнение учеником упражнений
для ног, туловища,
рук, головы подготавливает
движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), и задержки в
раннем речевом развитии могут быть вызваны недостаточностью развития и функционирования двигательной
сферы. Рекомендуется использовать
подвижные игры, развивающие умение
ориентироваться в пространстве,
ритмично и ловко двигаться, менять
последовательность и темп движений, а
также игры, в
которых движения
сопровождаются речью. Значительная
часть детей с
недоразвитием речи «моторно» неловкие, с трудом переключаются с одного
движения на другое, плохо рисуют, лепят. Во-вторых следует помнить, что речь взрослого
должна быть образцом для подражания. Родители оказывют огромное влияние на
развитие языка ученика, ведь ученика строят свою речь в соответствии с той
речью, которую слышат вокруг.
Речевые привычки,
сложившиеся в детстве,
отличаются высокой устойчивостью.
Дефекты речи
сохраняются и закрепляются. Взрослые наносят большой вред развитию речи
ученика, если употребляют исковерканные ученика слова, которые он еще не в
состоянии произнести. Каждое
слово родителей должно
быть значимым, должно помогать ученика познавать окружающий
мир и осваивать язык.
Старания
родителей должны быть направлены на то, чтобы ученика слышали речь правильную,
ясную и логически последовательную. Говорить с учениками нужно на доступном
языке, медленно, ясно,
с четкой артикуляцией
и точной интонацией.
Взрослые часто
не учитывают, что порог слышимости и острота слуха достигнут своих величин лишь
в подростковом возрасте, а в 5- 6 лет тоны и звуки ребенок воспринимает
хуже, чем слова.
Поэтому взрослые не
только должны следить
за своей речью
(не «глотать» окончания, четко произносить все звуки, быть точными в
эмоциональной окраске речи), но и следить за тем, чтобы темп речи был доступен
и понятен. Слишком быстро сказанное, особенно новое слово, недоступно ученику.
Развитие речи невозможно без обогащения впечатлений ученика, без знакомства
его с
широким кругом предметов
и явлений окружающего
мира, без овладения действиями с
предметами. Это основа
для усвоения значений
слов. Базой формирования и
развития речи является
практическая бытовая деятельность ученика, которая
создает основу для
усвоения учеником значений
слов и формирования связи между
предметом, явлением и его звуковой оболочкой (словом).
Соответственно,
чем шире предметно-практическая деятельность ученика, тем больше его запас
словаря. Общение с учеником постоянно должно проходить на эмоционально
положительном фоне, побуждая ученика ребенка к самостоятельным высказываниям,
т.е. желательно, чтобы
взрослый постоянно разговаривал
с учеником, обращался
к нему, комментируя все вокруг происходящее.
В-третьих, мы
знаем, что общение
- один из
важнейших факторов общего психического
развития ученика и
развития нормальной речи.
Стремитесь создавать
ситуации, при которых ученик будет вынужден обратиться к Вам или к кому-либо
еще с просьбой, вопросом или повторить Ваши слова. Во время общения
важно, чтобы ученик
видел как движения
губ, так и
предметы, о которых вы ему
рассказываете.
В следующих
наших встречах, мы
будем знакомиться с
практическими приёмами и техниками
способствующими формированию правильной
устной и письменной речи.
Литература
Интернет источник: Дефектолог
Комментарии
Отправить комментарий