Если ученик пишет с ошибками...

«Если ученик плохо говорит и пишет с ошибками».

В последние годы дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их  речь  бедна  и  примитивна.    Все  родители понимают, что своевременное  и  полноценное  овладение  речью является  важным  условием  развития  ребенка,  его  успешного  обучения,  поэтому наиболее частыми причинами обращений к специалистам является тревога, вызванная задержками  и  нарушениями  в  развитии  речи  детей.  Неполноценная  речевая деятельность  накладывает  отпечаток  на  формирование  у  детей  сенсорной, интеллектуальной  и  эмоционально-волевой  сферы,    овладению  образовательными программами.
В  школе  такой  ученик  обычно  неохотно  поднимает  руку,  стараясь  остаться незамеченным.  Не  понимаем  (или  недостаточно  понимает)  смысла  задач,  сложных грамматических  конструкций.  Недоступными  для  понимания  могут  быть  речевые обобщения,  переносный  смысл  слов  и  фраз.  Речевые  ошибки  отражаются  и  в письменной речи: ученик допускает специфические ошибки: замены, пропуски букв, неправильное написание окончаний слов и т.д. Часто  проявления  недоразвития  речи  усугубляются  личностными особенностями ученика, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.
Сознание своей неполноценности и бессилия в попытках общения часто приводит к изменениям характера: замкнутости, негативизму, бурным эмоциональным срывам. В некоторых  случаях  наблюдаются  апатия,  равнодушие,  вялость,  неустойчивость внимания.
Причины
К  нарушению  нормального  становления  речи  у  детей  могут  приводить
различные  неблагоприятные  воздействия  в  период  внутриутробного  развития, неблагополучие в родах и в период от одного года до трех лет. Существенную роль играет,  конечно,  и  наследственный  фактор.  При  воздействии  неблагоприятных биологических  или  социальных  факторов  наиболее  существенно  повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Кроме того, отрицательные социальные факторы, преломляясь в биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя развитие речи в большей или меньшей  степени.  Речь  ребенка  развивается  по  подражанию  речи  окружающих, поэтому к нарушениям речи могут привести наличие дефектной речи или двуязычия в контактной  среде,  несовершенство  условий  воспитания  и  педагогические  ошибки, заключающиеся  в  недостаточном  внимании  к  ребенку  со  стороны  взрослых,  либо, наоборот,  в  гиперопеке.  И  в  том,  и  в  другом  случае  у  ребенка  не  формируется мотивация  речевого  общения.  В  первом  случае  не  к  кому  обращаться,  во  втором  - незачем, все и так будет сделано вовремя.


Что делать?
Речевая  недостаточность  у  школьников  может  варьироваться  от  нарушения произношения отдельных звуков до полного отсутствия у них общеупотребительной речи. При нормальном речевом развитии первые слова у детей появляются еще до года, далее  они  должны  хорошо  понимать  речь  и  пользоваться  простой  фразой.  А  затем интенсивно развивается связная речь (это требует согласованной работы всех звеньев центральной  нервной  системы  -  речедвигательного  механизма,  внимания,  памяти, произвольности),  в  этом  возрасте  ребенок  умеет  правильно  употреблять  простые предлоги, союзы, владеет множественным числом.
В нашей школе обучение  соответствует  реальным  возможностям  ученика,  учителем разрабатывается специальная программа обучения, ориентированная на индивидуальные  особенности  ученика,  а  также  оказывается  систематическая  и комплексная помощь дефектолога, логопеда, психолога. Видное  место  в  общем  объеме  реабилитации  должна  занимать  медицинская реабилитация.  Дети  с  речевой  патологией  .  должны  пройти  необходимое медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж. Компенсаторные  возможности  детей  высоки,  коррекционно-развивающие занятия по специальной программе и медикаментозная поддержка, начатые как можно раньше,  способны  приблизить  развитие  к  норме.  Поэтому  чем  раньше  мы  и  чем активнее будем взаимодействовать, тем успешнее ученик адаптируется к жизни.
  В нашей культуре существует представление, что многие речевые дефекты сами собой не исчезают. Миф о саморазвитии речи по мере взросления ребенка успокаивает родителей,  а  за  упущенное  время,  начинают  занимать  вторичные  отклонения  в развитии:  страдает  познавательная  деятельность,  снижен  общий  запас  знаний  и представлений,  нередки  нарушения  поведения.  Поэтому  необходим  комплексный подход  к  изучению  и  преодолению  не  только  речевых  нарушений,  но  и  вторичных отклонений  в  развитии,  которые  требуют  совместных  усилий  врачей,  психологов, дефектологов, логопедов, социальных работников и самих родителей.
При благоприятных условиях специального сопровождения ученики способны к самокоррекции. Первое,  о  чём  следует  помнить,  что  уровень  развития  речи  учеников находится  в  прямой  зависимости  от  степени  сформированности  тонких движений пальцев рук.  В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики, расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как  бы  «тянет»  за  собой  развитие  речи.  Следовательно,  развивая  тонкую  ручную моторику  у  ребенка,  мы  стимулируем  развитие  его  речи.  Поэтому,  если  у  ребенка ведущая рука - правая, у него больше развито левое полушарие. Среди левшей гораздо больше детей с задержкой речевого развития, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое  полушарие,  в  котором  находятся  речевые  и  двигательные  центры.  Поэтому ученик как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Сюда входит  массаж  кистей  рук  и  каждого  пальчика,  каждой  его  фаланги.  Желательно проводится разминание и поглаживание каждый урок. В  своих  исследованиях  нейропсихологи  и  психофизиологии  показали,  что точное  выполнение  учеником  упражнений  для  ног,  туловища,  рук,  головы подготавливает движения артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти), и задержки в раннем речевом развитии могут быть вызваны недостаточностью развития и  функционирования  двигательной  сферы.  Рекомендуется  использовать  подвижные игры,  развивающие  умение  ориентироваться  в  пространстве,  ритмично  и  ловко двигаться,  менять  последовательность  и  темп  движений,  а  также  игры,  в  которых движения  сопровождаются  речью.  Значительная  часть  детей  с  недоразвитием  речи «моторно»  неловкие, с трудом переключаются с одного движения на другое, плохо рисуют, лепят. Во-вторых следует помнить, что речь взрослого должна быть образцом для подражания. Родители оказывют огромное влияние на развитие языка ученика, ведь ученика строят свою речь в соответствии с той речью, которую слышат вокруг.
Речевые  привычки,  сложившиеся  в  детстве,  отличаются  высокой  устойчивостью.
Дефекты речи сохраняются и закрепляются. Взрослые наносят большой вред развитию речи ученика, если употребляют исковерканные ученика слова, которые он еще не в состоянии  произнести.  Каждое  слово  родителей  должно  быть  значимым,  должно помогать ученика познавать окружающий мир и осваивать язык.
Старания родителей должны быть направлены на то, чтобы ученика слышали речь правильную, ясную и логически последовательную. Говорить с учениками нужно на  доступном  языке,  медленно,  ясно,  с  четкой  артикуляцией  и  точной  интонацией.
Взрослые часто не учитывают, что порог слышимости и острота слуха достигнут своих величин лишь в подростковом возрасте, а в 5- 6 лет тоны и звуки ребенок воспринимает хуже,  чем  слова.  Поэтому  взрослые  не  только  должны  следить  за  своей  речью  (не «глотать» окончания, четко произносить все звуки, быть точными в эмоциональной окраске речи), но и следить за тем, чтобы темп речи был доступен и понятен. Слишком быстро сказанное, особенно новое слово, недоступно ученику. Развитие речи невозможно без обогащения впечатлений ученика, без знакомства его  с  широким  кругом  предметов  и  явлений  окружающего  мира,  без  овладения действиями  с  предметами.  Это  основа  для  усвоения  значений  слов.  Базой формирования  и  развития  речи  является  практическая  бытовая  деятельность ученика,  которая  создает  основу  для  усвоения  учеником  значений  слов  и формирования связи между предметом, явлением и его звуковой оболочкой (словом).
Соответственно, чем шире предметно-практическая деятельность ученика, тем больше его запас словаря. Общение с учеником постоянно должно проходить на эмоционально положительном фоне, побуждая ученика ребенка к самостоятельным высказываниям, т.е.  желательно,  чтобы  взрослый  постоянно  разговаривал  с  учеником,  обращался  к нему, комментируя все вокруг происходящее.
В-третьих,  мы  знаем,  что  общение  -  один  из  важнейших  факторов общего  психического  развития  ученика  и  развития  нормальной  речи.
Стремитесь создавать ситуации, при которых ученик будет вынужден обратиться к Вам или к кому-либо еще с просьбой, вопросом или повторить Ваши слова. Во время  общения  важно,  чтобы  ученик  видел  как  движения  губ,  так  и  предметы,  о которых вы ему рассказываете.
В  следующих  наших  встречах,  мы  будем  знакомиться  с  практическими приёмами  и  техниками  способствующими  формированию  правильной  устной  и письменной речи.


























Литература
Интернет источник: Дефектолог

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конспект урока по предмету: «Социально-бытовая ориентировка»

Игры и игровые упражнения на развитие мыслительных операций

Особенности организации контроля результатов учебной деятельности безотметочного обучения