Развитие языкового анализа и синтеза (упражнения)
Примерные
задания, игры по коррекции фонематических процессов, звуко-слогового и
языкового анализа
Развитие языкового анализа и синтеза
Коррекционная работа сводится к формированию умения определять
количество, последовательность и место слов в предложении. Этого можно достичь,
выполняя следующие задания:
1. Составление предложений по опорным картинкам с определённым
количеством слов.
2. Придумывание предложений по сюжетной картинке и определение в
них количества слов.
3. Составление графических схем предложений, отыскивание в схеме определённое слово, чтение предложения по схеме. Например:
3. Составление графических схем предложений, отыскивание в схеме определённое слово, чтение предложения по схеме. Например:
Птицы улетают на юг.
4. Упражнения в составлении распространённых предложений (по
вопросам: Где? Как? Когда? и др. (на сюжетных картинках). Дворник подметает
листья. Осенью дворник подметает листья. Осенью возле дома дворник подметает
листья. Осенью возле дома дворник быстро подметает листья…
5. Так же нужно показывать необходимость согласования слов в
предложении, упражнять в грамматически правильном построении предложений.
Работа с деформированными предложениями.
Например: с опорой на наглядность: «гуляет, дворе, с, Петя, во,
собакой» — Петя гуляет с собакой во дворе.
Без опоры на наглядность: «дымок, идёт, трубы, из» — Из трубы идёт
дымок.
«орехи, в, белка, прячет, дупло» — Белка прячет орехи в дупло.
«поливает, лейки, Коля, из, цветы» — Коля поливает цветы из лейки.
6. Определение места слова в предложении (какое по счёту указанное
слово). Работа с числовым рядом.
7. Определение различий словосочетания и предложения. Предложение
— это законченная смысловая единица.
Например: распределите на два столбика словосочетания и предложения.
Пожелтела трава, идут дожди, кудрявая травка, наступила осень,
головки цветов, ранней осенью.
8. Определение границ предложения. Выделение предложений из текста
(сначала с опорой на сюжетную картинку или на серию картинок, а затем без
опоры. Работа с деформированным текстом).
Комментарии
Отправить комментарий