Формирование информационно-коммуникативных компетенций у учащихся с особенностями психофизического развития через использование информационно-коммуникативных технологий
Важнейшей
задачей учителя-дефектолога в современной школе является максимальная подготовка
учащихся с особенностями психофизического развития к самостоятельной жизни в
информационном обществе, в котором главным являются информация и знания.
Компетентность представляет собой способность
применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в
постановке задач и их решении, брать на себя ответственность при решении
возникающих вопросов.
Важно
научить учащихся с особенностями психофизического развития самостоятельно применять
мобильные информационно-коммуникативные технологии в своей повседневной жизни
для полноценного функционирования в современном обществе. Наиболее эффективно проведение
такой работы на коррекционных занятиях по развитию познавательной деятельности,
на занятиях социально-бытовой ориентировки.
Необходимо
выделить основные этапы работы с информацией для учащихся с особенностями
психофизического развития: определение информации, управление информацией,
доступ информации, оценка информации, передача информации.
На коррекционных занятиях учащимся предлагаются следующие виды работы с информацией: набор и оформление текста на компьютере, редактирование текста, создание и редактирование изображения, работа с простыми таблицами.
На коррекционных занятиях учащимся предлагаются следующие виды работы с информацией: набор и оформление текста на компьютере, редактирование текста, создание и редактирование изображения, работа с простыми таблицами.
Через
использование информационно-коммуникативных технологий, учащихся с особенностями психофизического
развития учатся работать с огромным потоком информации, выделять главное,
запоминать и в достаточно полном объеме воспроизводить полученную информацию.
На
коррекционных занятиях можно применять следующие
информационно-коммуникативные технологии: мультимедиа – электронные словари,
видеофильмы и или их фрагменты, электронные энциклопедии, собственно
разработанные задания и упражнения в программах Word, Excel,
PowerPoint.
Наиболее эффективны тестовые задания на этапе закрепления и
контроля знаний.
С
помощью современных информационно-коммуникативных технологий в достаточно полном объеме реализуется
поставленные учителем-дефектологом задачи коррекционного занятия. Реализуется основной
принцип работы с учащимися: доступность учебной
информации, дозированная нагрузка для каждого учащегося. Значительно
отрабатывается специальный прием организации обучения – алгоритмизация
выполнения действий. Логический прием переработки учебной информации –
установление аналогии по образцу. Своевременное оказание организующей,
стимулирующей и обучающей помощи всем учащимся с особенностями психофизического
развития в процессе выполнения работы на уроке [1, с. 246].
Применение
информационных технологий помогает сделать занятие или урок еще более
познавательным, разнообразным, интересным. Это способствует повышению
познавательной активности учащихся с особенностями психофизического развития и
развитию высших психических функций.
Современные
информационные технологии помогают учителю-дефектологу наиболее эффективно
индивидуализировать объем изучаемого и закрепляемого материала на уроках и
коррекционных занятиях, качественно определить степень трудности предъявляемого
материала, учитывая индивидуальные возможности каждого учащегося.
Литература:
Литература:
Варенова,
Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие / Т. В.
Варенова. – 2-е изд. доп. – Минск: Асар, 2007. – 320 с.
Комментарии
Отправить комментарий