ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-СЕТЕВОГО ОБЩЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-СЕТЕВОГО ОБЩЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
Русак Татьяна Иосифовна
Учитель-дефектолог
ГУО «Средняя школа №177 г. Минска»

Современный мир характеризуется очень быстрым  развитием науки и техники, появлением новых информационных компьютерных технологий. Учащиеся с особенностями психофизического развития,  также как и их сверстники, имеют современные мобильные и компьютерные устройства (мобильные телефоны, планшеты, компьютеры).  Перед нами возникают  новые и важные задачи: подготовить учащихся с особенностями психофизического развития быстро и успешно адаптироваться в постоянно меняющемся мире, научить их максимально самостоятельно получать знания и применять их в своей повседневной жизни.
Учителю-дефектологу необходимо помочь учащимся с особенностями психофизического развития  подготовиться к самостоятельной жизни   в современном информационном обществе.
Такую работу можно организовать на коррекционных занятиях различных направлений.  На коррекционных занятиях по развитию познавательной деятельности, на коррекционных занятиях по социально-бытовой ориентировке, а также на коррекционных занятиях по коррекции нарушений устной и письменной речи.
Работа по формированию информационной и сетевой культуры включает в себя два основных направления: повышение эффективности работы с информационными ресурсами;  соблюдение поведенческих норм и правил, нравственных требований в процессе сетевого общения.
 Приемы работы по формированию культурно-сетевого общения у учащихся с особенностями психофизического развития, которые можно применять на коррекционных занятиях:  классифицирование информации на своём компьютере или мобильном телефоне, обмен информацией с помощью мобильных устройств,  работа с  электронной почтой (написание сообщений, ответы на сообщения, нахождение ошибок в пересылаемых сообщениях друг другу,  их исправление). Можно включить в структуру занятия работу с  электронной библиотекой, работу с программой переводчик (для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям).
 Новейшим и интересным  направлением работы необходимо выделить помочь учащимся в создании  групп в сети. Важно  формировать умение у учащихся с особенностями психофизического развития избирательно относиться к группам в социальных сетях  (покидать группы сомнительного содержания и не вступать в них, покидать группы, где нет активности). Общение в сети должно носить обучающий и  развивающий характер.
При формировании культурно-сетевого общения на коррекционных занятиях у учащихся с особенностями психофизического развития эффективно применять  специальные приемы организации обучения – алгоритмизация выполнения действий. Логический прием переработки учебной информации – установление аналогии по образцу. Своевременное оказание организующей, стимулирующей и обучающей помощи всем учащимся с особенностями психофизического развития в процессе выполнения работы с мобильными и компьютерами устройствами. [1, с. 246].
Формирование культурно-сетевого общения на коррекционных занятиях позволяет повысить уровень познавательной активности учащихся с особенностями психофизического развития, значительно закрепить усвоенные теоретические знания и умения в практической деятельности, построить индивидуальную работу с каждым из учащихся.
Важно, чтобы учащиеся с особенностями психофизического развития активно проводили время в сети для поиска необходимой информации, не тратя его впустую, рискуя наткнуться на негативную информацию. Главное – заинтересовать учащихся, показать им образцы общения в сети, научить использовать ресурсы с познавательной и обучающей целью.
На коррекционных занятиях различных направлений необходимо  осуществлять продуктивное взаимодействие всех участников образовательного процесса.  Это достаточно динамический и мотивообразующий процесс, который требует дальнейшей комплексной работы по формированию культурно-сетевого общения, его совершенствованию и внедрению в самостоятельную деятельность учащихся с особенностями психофизического развития.
Применение мобильных интернет - технологий с целью формирования культурно-сетевого общения в обучении учащихся с особенностями психофизического развития способствует появлению безграничных возможностей  для их развития, а так же  способствует более прочному усвоению,  закреплению приобретаемых  знаний, умений и навыков.
Необходимо выделить основные этапы работы с информацией для учащихся с особенностями психофизического развития: определение информации, управление информацией, доступ информации, оценка информации, передача информации.
На коррекционных занятиях учащимся предлагаются следующие виды работы с информацией: набор и оформление текста на компьютере, редактирование текста, создание и редактирование изображения, работа с простыми таблицами.
Через использование информационно-коммуникативных технологий,  учащихся с особенностями психофизического развития учатся работать с огромным потоком информации, выделять главное, запоминать и в достаточно полном объеме воспроизводить полученную информацию.
На коррекционных занятиях можно   применять следующие информационно-коммуникативные технологии: мультимедиа – электронные словари, видеофильмы и или их фрагменты, электронные энциклопедии, собственно разработанные задания и упражнения в программах Word,  Excel, PowerPoint.  Наиболее эффективны  тестовые задания на этапе закрепления и контроля знаний.
Специально подобранные мини- и флэш игры способствуют развитию логического мышления, внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся с особенностями психофизического развития. Это позволяет решить ряд задач коррекционного занятия по развитию познавательной деятельности.
С помощью современных информационно-коммуникативных технологий  в достаточно полном объеме реализуется поставленные учителем-дефектологом задачи коррекционного занятия. Реализуется основной принцип   работы с учащимися: доступность учебной информации, дозированная нагрузка для каждого учащегося. Значительно отрабатывается специальный прием организации обучения – алгоритмизация выполнения действий. Логический прием переработки учебной информации – установление аналогии по образцу. Своевременное оказание организующей, стимулирующей и обучающей помощи всем учащимся с особенностями психофизического развития в процессе выполнения работы на уроке [1, с. 246].
Применение информационных технологий помогает сделать занятие или урок еще более познавательным, разнообразным, интересным. Это способствует повышению познавательной активности учащихся с особенностями психофизического развития и развитию высших психических функций.
Современные информационные технологии помогают учителю-дефектологу наиболее эффективно индивидуализировать объем изучаемого и закрепляемого материала на уроках и коррекционных занятиях, качественно определить степень трудности предъявляемого материала, учитывая индивидуальные возможности каждого учащегося.
          Таким образом, информационно-коммуникативная  компетентность является главной компетентностью современного общества и является базовой в решении повседневных задач для учащихся с особенностями психофизического развития.




Литература:
Варенова, Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие / Т. В. Варенова. – 2-е изд. доп. – Минск: Асар, 2007. – 320 с.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Конспект урока по предмету: «Социально-бытовая ориентировка»

Игры и игровые упражнения на развитие мыслительных операций

Особенности организации контроля результатов учебной деятельности безотметочного обучения