ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-СЕТЕВОГО ОБЩЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-СЕТЕВОГО ОБЩЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ С
ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ
Русак Татьяна
Иосифовна
Учитель-дефектолог
ГУО «Средняя
школа №177 г. Минска»
Современный
мир характеризуется очень быстрым
развитием науки и техники, появлением новых информационных компьютерных
технологий. Учащиеся с особенностями психофизического развития, также как и их сверстники, имеют современные
мобильные и компьютерные устройства (мобильные телефоны, планшеты,
компьютеры). Перед нами возникают новые и важные задачи: подготовить учащихся с
особенностями психофизического развития быстро и успешно адаптироваться в
постоянно меняющемся мире, научить их максимально самостоятельно получать
знания и применять их в своей повседневной жизни.
Учителю-дефектологу
необходимо помочь учащимся с особенностями психофизического развития подготовиться к самостоятельной жизни в современном информационном обществе.
Такую
работу можно организовать на коррекционных занятиях различных направлений. На коррекционных занятиях по развитию
познавательной деятельности, на коррекционных занятиях по социально-бытовой
ориентировке, а также на коррекционных занятиях по коррекции нарушений устной и
письменной речи.
Работа
по формированию информационной и сетевой культуры включает в себя два основных
направления: повышение эффективности работы с информационными ресурсами; соблюдение поведенческих норм и правил,
нравственных требований в процессе сетевого общения.
Приемы работы по формированию культурно-сетевого
общения у учащихся с особенностями психофизического развития, которые можно
применять на коррекционных занятиях:
классифицирование информации на своём компьютере или мобильном телефоне,
обмен информацией с помощью мобильных устройств, работа с
электронной почтой (написание сообщений, ответы на сообщения, нахождение
ошибок в пересылаемых сообщениях друг другу,
их исправление). Можно включить в структуру занятия работу с электронной библиотекой, работу с программой
переводчик (для подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям).
Новейшим и интересным направлением работы необходимо выделить
помочь учащимся в создании групп в сети.
Важно формировать умение у учащихся с
особенностями психофизического развития избирательно относиться к группам в
социальных сетях (покидать группы
сомнительного содержания и не вступать в них, покидать группы, где нет
активности). Общение в сети должно носить обучающий и развивающий характер.
При
формировании культурно-сетевого общения на коррекционных занятиях у учащихся с
особенностями психофизического развития эффективно применять специальные приемы организации обучения –
алгоритмизация выполнения действий. Логический прием переработки учебной
информации – установление аналогии по образцу. Своевременное оказание
организующей, стимулирующей и обучающей помощи всем учащимся с особенностями
психофизического развития в процессе выполнения работы с мобильными и компьютерами
устройствами. [1, с. 246].
Формирование
культурно-сетевого общения на коррекционных занятиях позволяет повысить уровень
познавательной активности учащихся с особенностями психофизического развития,
значительно закрепить усвоенные теоретические знания и умения в практической
деятельности, построить индивидуальную работу с каждым из учащихся.
Важно,
чтобы учащиеся с особенностями психофизического развития активно проводили
время в сети для поиска необходимой информации, не тратя его впустую, рискуя
наткнуться на негативную информацию. Главное – заинтересовать учащихся, показать
им образцы общения в сети, научить использовать ресурсы с познавательной и
обучающей целью.
На
коррекционных занятиях различных направлений необходимо осуществлять продуктивное взаимодействие всех
участников образовательного процесса. Это
достаточно динамический и мотивообразующий процесс, который требует дальнейшей
комплексной работы по формированию культурно-сетевого общения, его
совершенствованию и внедрению в самостоятельную деятельность учащихся с
особенностями психофизического развития.
Применение
мобильных интернет - технологий с целью формирования культурно-сетевого общения
в обучении учащихся с особенностями психофизического развития способствует
появлению безграничных возможностей для
их развития, а так же способствует более
прочному усвоению, закреплению
приобретаемых знаний, умений и навыков.
Необходимо
выделить основные этапы работы с информацией для учащихся с особенностями
психофизического развития: определение информации, управление информацией,
доступ информации, оценка информации, передача информации.
На
коррекционных занятиях учащимся предлагаются следующие виды работы с
информацией: набор и оформление текста на компьютере, редактирование текста,
создание и редактирование изображения, работа с простыми таблицами.
Через
использование информационно-коммуникативных технологий, учащихся с особенностями психофизического
развития учатся работать с огромным потоком информации, выделять главное, запоминать
и в достаточно полном объеме воспроизводить полученную информацию.
На
коррекционных занятиях можно применять
следующие информационно-коммуникативные технологии: мультимедиа – электронные
словари, видеофильмы и или их фрагменты, электронные энциклопедии, собственно
разработанные задания и упражнения в программах Word, Excel, PowerPoint. Наиболее эффективны тестовые задания на этапе закрепления и
контроля знаний.
Специально
подобранные мини- и флэш игры способствуют развитию логического мышления,
внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся с особенностями
психофизического развития. Это позволяет решить ряд задач коррекционного
занятия по развитию познавательной деятельности.
С
помощью современных информационно-коммуникативных технологий в достаточно полном объеме реализуется
поставленные учителем-дефектологом задачи коррекционного занятия. Реализуется
основной принцип работы с учащимися:
доступность учебной информации, дозированная нагрузка для каждого учащегося.
Значительно отрабатывается специальный прием организации обучения –
алгоритмизация выполнения действий. Логический прием переработки учебной
информации – установление аналогии по образцу. Своевременное оказание
организующей, стимулирующей и обучающей помощи всем учащимся с особенностями
психофизического развития в процессе выполнения работы на уроке [1, с. 246].
Применение
информационных технологий помогает сделать занятие или урок еще более
познавательным, разнообразным, интересным. Это способствует повышению
познавательной активности учащихся с особенностями психофизического развития и
развитию высших психических функций.
Современные
информационные технологии помогают учителю-дефектологу наиболее эффективно
индивидуализировать объем изучаемого и закрепляемого материала на уроках и
коррекционных занятиях, качественно определить степень трудности предъявляемого
материала, учитывая индивидуальные возможности каждого учащегося.
Таким образом,
информационно-коммуникативная
компетентность является главной компетентностью современного общества и
является базовой в решении повседневных задач для учащихся с особенностями
психофизического развития.
Литература:
Варенова,
Т. В. Теория и практика коррекционной педагогики: учеб. пособие / Т. В.
Варенова. – 2-е изд. доп. – Минск: Асар, 2007. – 320 с.
Комментарии
Отправить комментарий